Обычная версия
Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA
Изображения:

ИСТОРИЯ КУРСКОЙ КОРЕНСКОЙ ЯРМАРКИ

Курская Коренская ярмарка - яркий образец русской культурно-исторической самобытности, в основу корой положены две концептуальные параллели: духовная и экономическая. Уходя историческими корнями в легендарное прошлое, летопись ярмарки берет начало от обретения Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». По преданию, икона была обретена 8 сентября 1295 года недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник обнаружил ее лежащей лицом вниз на корне дерева, и когда поднял, из того места, где находилась икона, забил родник. На этом месте срубили небольшую часовню.

В 1616 году после многих мытарств святыни царь Михаил Федорович вернул ее на Курскую землю, где по его наказу на месте часовни основали монастырь, названный Коренной пустынью. Паломники все чаще стали навещать эти места, а власти заметили, что монастырь находится на пересечении торговых путей, - так место поклонения иконе со временем стало южными торговыми воротами Руси. Если говорить о масштабах Курской Коренской ярмарки, то ее по праву считали третьей по значимости в экономической истории страны после Нижегородской (Макарьевской) и Уральской (Ирбицкой). Местечко Свобода, где и раньше, и сейчас – после большого перерыва – проходит ярмарка, никогда не было населенным пунктом в обычном понимании. Это были семьдесят гектаров земли, на которых в основном располагались торговые помещения, а по-старинному - торговые ставки. Богатые купцы, получавшие специальные разрешения, обзаводились торговыми домами – магазинами с подсобными, жилыми помещениями и трапезными. С мая по сентябрь эта местность со всей своей специфической, приспособленной под паломничество и торговлю, инфраструктурой, оживлялась; кульминацией же становился Крестный ход, когда икону «Знамение» приносили на центральную площадь Коренной пустыни, где во времена Екатерины II по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги был построен так называемый ярмарочный дом. Однако домом это сооружение можно было назвать лишь при большой скромности повествующего о нем. На сохранившейся репродукции картины видно, что построено оно по типу Колизея в виде колец с удобными сквозными галереями. Согласно историческим былям, Екатерина II посещала юг России со своими внуками – Александром и Николаем, и тогда курские купцы обратились к ней с просьбой издать официальный указ о Курской Коренской ярмарке, дать ей своего рода «паспорт». Уже из Орла великая императрица отправила в Курск нарочного с Рескриптом об учреждении и упорядочении ярмарки, велела все временные строения убрать, построить капитальные сооружения. Денег из казны не выделила, предложила брать займы в банках.

На обозначенной выше репродукции видно, как тени от домов мягко падают на главную площадь… вечереет…к 8-ми часам пополудни икону приносят с Крестным ходом к народному собранию в Коренной пустыни. По свидетельству очевидцев, на площади в это время становилось столь людно, что невозможно было поднять руку, чтобы осенить себя крестным знаменем. На том месте, где сейчас находится электромеханический завод, сооружали помост, где Архиерей ожидал икону, приносимую на роскошных носилках, убранных белоснежными цветами. Илья Репин написал картину «Крестный ход в Курской губернии», где как раз показал момент, когда люди движутся в Коренную пустынь, сопровождая святыню… Икону доставляли, благословили ею собравшийся люд, обязательно несли ее торговыми рядами. Впитав «пищу духовную», народ приступал к «пище насущной», - начиналась бойкая торговля. Чего только не было в этих торговых представительствах: «икра красная, икра черная, заморская баклажанная»… жемчужные ряды с россыпями бриллиантов и золотыми украшениями, достойными царского рода… лавки с мехами и заморскими шелками, бархатом, твидом, добротным отечественным сукном…оптика английская и немецкая… Для зажиточных гостей работали 58 фешенебельных гостиниц. Само собой, понятие респектабельности того времени отличалось от современного, но комфорт гостям ярмарки был гарантирован, в номерах имелись холодная и горячая вода, аккуратное постельное белье, пол был устлан свежескошенной травой. Балалаек и плясунов в лаптях, вопреки распространенному представлению, в увеселительных заведениях не было, здесь играли на роялях, а в некоторых ресторациях выступали итальянские примадонны и цыганские ансамбли… Ярмарка имела смысл не только духовно-экономический, - именно в таком их парадоксальном симбиозе, - но также и культурно-информационный. Человек, не располагавший привычными сегодня средствами связи, имел возможность получать необходимую информацию о жизни общества лишь на балах да иных светских раутах. Не имея возможности посещать подобные массовые мероприятия, человек становился будто бы больной, с ним не о чем было поговорить. Поэтому выходам в свет во время ярмарки уделялось особое внимание, ведь нужно было показаться там во всей красе. К так называемым «панским» рядам доступ имели все сословия, туда ходили гулять молодые женщины с мамками-няньками, в разные наряды переодевались по три раза на день…и это были девушки крестьянского сословия, что уж говорить о купчихах… Уже в середине девятнадцатого века Курская Коренская ярмарка получила статус международной, по большей части - оптовой. Буквально вся жизнь губернии перемещалась сюда на время проведения мероприятия, включая ставку губернатора. О значимости ярмарки для центральной России можно судить по её торговому обороту – во второй половине ХIХ столетия он достигал 7 миллионов рублей и намного превосходил совокупный оборот всех других торжищ края. С ранней весны в местечке велись благоустроительные работы, чтобы успеть до пасхалии – девятой пятницы от Пасхи. В конце 19 века ярмарка начала угасать…Очевидно, тому способствовал целый ряд экономических, политических обстоятельств и географические особенности ее размещения. …Идея новой Коренской ярмарки обрела новую форму в начале XXI века. У истоков возобновления традиции стояли Губернатор Курской области Александр Михайлов, митрополит Курский и Рыльский Ювеналий, народный художник, скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков. Весомый вклад в развитие ярмарки внес первый председатель оргкомитета Николай Овчаров. В первой Коренской ярмарке 23 сентября 2001 года принимали участие 36 предприятий, из которых только 10 представляли другие регионы. В первый же год в рамках Коренской ярмарки состоялся День города. В 2001 году Курская Коренская ярмарка начала свою вторую жизнь, и с каждым годом собирает всё большее число участников из многих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Уже в 2016 году количество официальных представителей этих стран составило ориентировочно 700 человек, из них представителей Украины - порядка 250, Республики Беларусь – 150, стран дальнего зарубежья – 80 человек.

Цели проведения Курской Коренской ярмарки и сегодня заключены в том, чтобы в полной мере служить интересам ее участников и гостей, оживлять и укреплять партнёрские связи, стать в ближайшей перспективе традиционным и желанным местом проведения многосторонних деловых встреч и переговоров.

Благодарим за помощь в подготовке материала Директора историко-культурного центра «Коренная пустынь» Галину Федоровну Ермолину