Simple Version
Font size: AAA
Сolor scheme: AAA
Images:

HISTORY OF KURSK KORENSKAYA FAIR

The Kursk Korenskaya Fair is a vivid example of Russian cultural and historical identity, consisting of two conceptual parallels: spiritual and economic. Rooted in the legendary past, a chronicle of the fair begins with the discovery of The Wonderworking Kursk Root Icon of Our Lady of the Sign. According to the legend, the Icon was found on 8 September 1295 not far from Kursk that was burnt by the Tatars. A hunter discovered the Icon lying face down in the roots of an old elm tree and when he raised it up, the water sprang out of the ground. At this exactly place a small wooden chapel was built.

In 1616, after many ordeals, the shrine was returned by Tsar Mikhail Fyodorovich to the Kursk land, where, according to his order, a monastery called "The Korennaya Pustyn" was established on the site of the former chapel. Pilgrims began to visit these places more and more often, and local authorities noticed that the monastery is situated at the intersection of trade routes – therefore since that time the place has been rightfully considered as the "The Southern Trading Gateway to Russia". If we talk about the scale of the Kursk Korenskaya Fair, it was the third most important event in the economic history of the country after Nizhny Novgorod (The Makaryevskaya Fair) and the Urals (The Irbitskaya Fair) fairs. The fair, after a long break, returned to the town of Svoboda that has never been just a settlement in the usual sense of this word. Then it was the seventy hectares of land full of commercial premises or so-called trade rates. Rich merchants, after receiving a special permission, acquired their own trading houses – shops with store-rooms, residential premises and refectories. From May to September, this area, with all the specific pilgrimage and trade infrastructure, revived. The culmination of the event, of course, was a religious procession of the Icon "The Sign". The Icon was carried to the central square of the Korennaya Pustyn, where, in the time of Catherine II, the so-called fair-house was built according to a project of Giacomo Quarenghi, a famous Italian architect. However, this building could barely be called just a house. One painting reproduction shows that it was built in the form of rings with convenient galleries just like the Colosseum. According to the legend, when Catherine II visited the regions of Southern Russia with her grandchildren, Alexander and Nicholas, merchants from Kursk asked her to issue an official decree on the Kursk Korenskaya Fair. The Empress sent a courier in Kursk with the Rescript "On the Establishment of the Fair", and also ordered to build permanent constructions instead of temporary ones. Catherine II did not allocate money from the Treasury for reconstruction of the fair, suggested the merchants taking loans in banks.

The reproduction mentioned above also shows how the shadows from the houses gently fall on the main square... It's evening ... It's 8 o'clock in the afternoon and the religious procession comes to People's Assembly of the Korennaya Pustyn. According to eyewitnesses, the square became so crowded that it was impossible for people to make the sign of the cross. There was a platform where Archiereus waited for the Icon that was decorated with snow-white flowers. Nowadays it is the site where the electromechanical plant is situated. Ilya Repin even painted his famous "Religious Procession in Kursk Province", where he showed the moment when people go to the monastery, accompanying the shrine. The Icon blessed all the gathered people and was carried to market rows. Having tried the "spiritual food", the people proceeded to "daily bread" when the trade began. The market rows were always full of: "Red caviar, black caviar, overseas eggplant caviar" ... the pearl rows were filled with diamonds and gold adornments ... the stalls were filled with furs and overseas silks, velvet, tweed, and good domestic cloth ... English and German optics ... There operated 58 luxury hotels for wealthy guests. Of course, the concept of respectability of that time was different from the modern one, but the comfort of the guests was guaranteed. The rooms had cold and hot water, soft bed linen and the floor was covered with freshly mowed grass. Some restaurants even offered performances of prima donnas from Italy and gypsy ensembles. The fair paradoxically played not only spiritual and economical role in the region, but also cultural and informational roles. People, who did not have any modern means of communication, could only get necessary information about social life during balls and other public events. If people couldn't attend such events, they literally "seemed to be ill" – there was nothing to talk about with them. Therefore, during the fair, special attention was paid to every detail, because it was necessary to appear there in all your beauty. The so-called "Panskie market rows" were attended by all social estates. Young women (merchants’ wives as well as peasant girls) with chaperons walked there wearing various dresses. In the middle of the 19th century the Kursk Korenskaya Fair gained the status of international and mostly wholesale. Literally the entire social life of the province, including the governor's office, moved here in the time of the fair. The significance of the fair for Central Russia can be judged by its trade turnover – in the second half of the 19th century it amounted to 7 million rubles and exceeded the total turnover of all other fairs of the region. From early spring people improved the appearance of the town trying to finish before the ninth Friday after Easter. But at the end of the 19th century, the fair began to fade because of a number of economic, political circumstances and geographic features. ... The idea of a new Korenskaya Fair occurred only at the beginning of the 21st century. The revival was encouraged by Alexander Mikhailov – the Governor of Kursk Region, Yuvenaly – the Metropolitan of Kursk and Rylsk, and Vyacheslav Klykov – the President of the International Foundation for Slavic Writing and Culture. A significant contribution to the development of the fair was made by the Chairman of the first organizing committee Nikolay Ovcharov. The first Korenskaya Fair was held on 23 September 2001 as well as the celebration of the Day of Kursk and was attended by 36 enterprises including 10 from other regions. In 2001, the Kursk Korenskaya Fair started its second life, and every year it welcomes an increasing number of participants from many regions of Russia, CIS and far abroad countries. In 2016, the number of official representatives of these countries amounted to approximately 700 people, including 250 people from Ukraine, 150 from the Republic of Belarus, and 80 from far abroad countries.

The objectives of the Kursk Korenskaya Fair are: to fully satisfy the interests of its participants and guests; to enliven and strengthen partnerships; to become traditional and desirable place for multilateral business meetings and negotiations.

Special Gratitude to Galina Fyodorovna Ermolina, the Director of the "Korennaya Pustyn" Historical and Cultural Center, for the help in preparing of this information.

Перевод на английский язык был осуществлен ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет". За помощь в подготовке англоязычных материалов благодарим лично Проректора по научно-исследовательской работе и международным связям, доцента Логинова Сергея Павловича

Обычная версия
Размер шрифта: AAA
Цветовая схема: AAA
Изображения:

ИСТОРИЯ КУРСКОЙ КОРЕНСКОЙ ЯРМАРКИ

Курская Коренская ярмарка - яркий образец русской культурно-исторической самобытности, в основу корой положены две концептуальные параллели: духовная и экономическая. Уходя историческими корнями в легендарное прошлое, летопись ярмарки берет начало от обретения Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». По преданию, икона была обретена 8 сентября 1295 года недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник обнаружил ее лежащей лицом вниз на корне дерева, и когда поднял, из того места, где находилась икона, забил родник. На этом месте срубили небольшую часовню.

В 1616 году после многих мытарств святыни царь Михаил Федорович вернул ее на Курскую землю, где по его наказу на месте часовни основали монастырь, названный Коренной пустынью. Паломники все чаще стали навещать эти места, а власти заметили, что монастырь находится на пересечении торговых путей, - так место поклонения иконе со временем стало южными торговыми воротами Руси. Если говорить о масштабах Курской Коренской ярмарки, то ее по праву считали третьей по значимости в экономической истории страны после Нижегородской (Макарьевской) и Уральской (Ирбицкой). Местечко Свобода, где и раньше, и сейчас – после большого перерыва – проходит ярмарка, никогда не было населенным пунктом в обычном понимании. Это были семьдесят гектаров земли, на которых в основном располагались торговые помещения, а по-старинному - торговые ставки. Богатые купцы, получавшие специальные разрешения, обзаводились торговыми домами – магазинами с подсобными, жилыми помещениями и трапезными. С мая по сентябрь эта местность со всей своей специфической, приспособленной под паломничество и торговлю, инфраструктурой, оживлялась; кульминацией же становился Крестный ход, когда икону «Знамение» приносили на центральную площадь Коренной пустыни, где во времена Екатерины II по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги был построен так называемый ярмарочный дом. Однако домом это сооружение можно было назвать лишь при большой скромности повествующего о нем. На сохранившейся репродукции картины видно, что построено оно по типу Колизея в виде колец с удобными сквозными галереями. Согласно историческим былям, Екатерина II посещала юг России со своими внуками – Александром и Николаем, и тогда курские купцы обратились к ней с просьбой издать официальный указ о Курской Коренской ярмарке, дать ей своего рода «паспорт». Уже из Орла великая императрица отправила в Курск нарочного с Рескриптом об учреждении и упорядочении ярмарки, велела все временные строения убрать, построить капитальные сооружения. Денег из казны не выделила, предложила брать займы в банках.

На обозначенной выше репродукции видно, как тени от домов мягко падают на главную площадь… вечереет…к 8-ми часам пополудни икону приносят с Крестным ходом к народному собранию в Коренной пустыни. По свидетельству очевидцев, на площади в это время становилось столь людно, что невозможно было поднять руку, чтобы осенить себя крестным знаменем. На том месте, где сейчас находится электромеханический завод, сооружали помост, где Архиерей ожидал икону, приносимую на роскошных носилках, убранных белоснежными цветами. Илья Репин написал картину «Крестный ход в Курской губернии», где как раз показал момент, когда люди движутся в Коренную пустынь, сопровождая святыню… Икону доставляли, благословили ею собравшийся люд, обязательно несли ее торговыми рядами. Впитав «пищу духовную», народ приступал к «пище насущной», - начиналась бойкая торговля. Чего только не было в этих торговых представительствах: «икра красная, икра черная, заморская баклажанная»… жемчужные ряды с россыпями бриллиантов и золотыми украшениями, достойными царского рода… лавки с мехами и заморскими шелками, бархатом, твидом, добротным отечественным сукном…оптика английская и немецкая… Для зажиточных гостей работали 58 фешенебельных гостиниц. Само собой, понятие респектабельности того времени отличалось от современного, но комфорт гостям ярмарки был гарантирован, в номерах имелись холодная и горячая вода, аккуратное постельное белье, пол был устлан свежескошенной травой. Балалаек и плясунов в лаптях, вопреки распространенному представлению, в увеселительных заведениях не было, здесь играли на роялях, а в некоторых ресторациях выступали итальянские примадонны и цыганские ансамбли… Ярмарка имела смысл не только духовно-экономический, - именно в таком их парадоксальном симбиозе, - но также и культурно-информационный. Человек, не располагавший привычными сегодня средствами связи, имел возможность получать необходимую информацию о жизни общества лишь на балах да иных светских раутах. Не имея возможности посещать подобные массовые мероприятия, человек становился будто бы больной, с ним не о чем было поговорить. Поэтому выходам в свет во время ярмарки уделялось особое внимание, ведь нужно было показаться там во всей красе. К так называемым «панским» рядам доступ имели все сословия, туда ходили гулять молодые женщины с мамками-няньками, в разные наряды переодевались по три раза на день…и это были девушки крестьянского сословия, что уж говорить о купчихах… Уже в середине девятнадцатого века Курская Коренская ярмарка получила статус международной, по большей части - оптовой. Буквально вся жизнь губернии перемещалась сюда на время проведения мероприятия, включая ставку губернатора. О значимости ярмарки для центральной России можно судить по её торговому обороту – во второй половине ХIХ столетия он достигал 7 миллионов рублей и намного превосходил совокупный оборот всех других торжищ края. С ранней весны в местечке велись благоустроительные работы, чтобы успеть до пасхалии – девятой пятницы от Пасхи. В конце 19 века ярмарка начала угасать…Очевидно, тому способствовал целый ряд экономических, политических обстоятельств и географические особенности ее размещения. …Идея новой Коренской ярмарки обрела новую форму в начале XXI века. У истоков возобновления традиции стояли Губернатор Курской области Александр Михайлов, митрополит Курский и Рыльский Ювеналий, народный художник, скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков. Весомый вклад в развитие ярмарки внес первый председатель оргкомитета Николай Овчаров. В первой Коренской ярмарке 23 сентября 2001 года принимали участие 36 предприятий, из которых только 10 представляли другие регионы. В первый же год в рамках Коренской ярмарки состоялся День города. В 2001 году Курская Коренская ярмарка начала свою вторую жизнь, и с каждым годом собирает всё большее число участников из многих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Уже в 2016 году количество официальных представителей этих стран составило ориентировочно 700 человек, из них представителей Украины - порядка 250, Республики Беларусь – 150, стран дальнего зарубежья – 80 человек.

Цели проведения Курской Коренской ярмарки и сегодня заключены в том, чтобы в полной мере служить интересам ее участников и гостей, оживлять и укреплять партнёрские связи, стать в ближайшей перспективе традиционным и желанным местом проведения многосторонних деловых встреч и переговоров.

Благодарим за помощь в подготовке материала Директора историко-культурного центра «Коренная пустынь» Галину Федоровну Ермолину